Содержание:
- Общие положения.
- Разработка плана мероприятий.
- Кто согласовывает ПМЛА.
- Состав спецраздела ПМЛА.
- Утверждение и внедрение Плана мероприятий.
- Когда ПМЛА пересматривается.
Содержание:
Выполнение работ по подготовке плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий, требует от разработчиков тщательного анализа и учета множества факторов, что позволяет минимизировать вероятность эскалации аварии и позволяет обеспечить защиту сотрудников и инфраструктуру производства. По своей сути ПМЛА является доказательством готовности организации к возможным авариям. Абсолютно безопасных производств не бывает, достаточно вспомнить АЭС Фукусима-дайити в Окуме, где принимались беспрецедентные меры безопасности. Положение о разработке планов мероприятий предоставляет четкие рекомендации и методические указания, которые помогают в создании эффективных и действенных стратегий. При планировании действий основным фактором становится не технологический, а человеческий, поскольку основной ресурс при локализации - персонал предприятия. Это делает процесс разработки ответственным, комплексным и многогранным.
Планированием мероприятий по реагированию на аварийные ситуации, их локализацию и устранение последствий аварии, в соответствии с законом [5], ст.10 обязаны все организации, эксплуатирующие ОПО. Такой подход имеет разумное объяснение, предупрежден – вооружен. Чем подробнее выполнена оперативная часть плана, тем быстрее локализуется аварийный процесс, чем точнее и чаще будет отработана каждая возможная ситуация с АСФ, тем меньше будет пострадавших при возникновении реальной аварии.
Разработка ПМЛА (плана мероприятий локализации аварий) требует интеграции лучших методов и практик, применения проверенных и инновационных решений, которые позволяют быстро и результативно реагировать на возникающие вызовы. Разработка ПЛРН (плана ликвидации аварийных разливов нефти) также является неотъемлемой частью комплексного подхода к управлению чрезвычайными ситуациями. По большому счету планы предназначены для решения одних и тех же задач. При разработке этих планов учитываются различные сценарии развития событий, что позволяет подготовиться к любым возможным исходам. Планы должны быть интегрированы между собой, несмотря на то, что они контролируются разными ведомствами, более того, все документы организации по ПЛА должны не противоречить, а дополнять друг друга. Обеспечив выполнение этих условий, организация, эксплуатирующая ОПО создает основу для возникновения безопасной и устойчивой среды, где каждая деталь продумана и согласована для достижения максимальной эффективности в деле локализации и ликвидации аварий.
С течением времени структура таких планов и их объем существенно уменьшились, ПМЛА, ранее ПЛАС, разработанные до 2013 года состояли из двух книг и включал в себя расчетную, графическую часть и полноценный анализ риска, последние требования к уже ПМЛА [1] размещаются на двух страницах машинописного текста. И проходят они уже не экспертизу промышленной безопасности, а согласование с АСФ, что несоизмеримо проще. Что логично и правильно, эксплуатанты обязаны иметь или собственное АСФ, или должны заключать договор со сторонними аварийно-спасательными службами. При возникновении аварии локализацией занимается АСФ, и именно с ним надо согласовывать ПМЛА.
Как бы там ни было, в настоящий момент этот документ, значение которого сложно переоценить, состоит из двух разделов – общего и специального. Про переоценить это не шутка, документ действительно архиважный, поскольку от его правильной разработки и реализации зависят жизни людей, ни больше ни меньше.
Цели и задачи при аналитической работе во время подготовки планов мероприятий включают в себя два основных фактора. Это, прежде всего, обеспечение готовности к возникновению ЧС, сотрудники предприятия должны знать, какие аварии возможны и как оперативно их локализовать, что сделать, чтобы не терять время и как надо действовать, чтобы сохранить жизни сотрудникам, попавшим в зону ЧС. В процессе разработки мероприятий по локализации и ликвидации необходимо учитывать особенности объекта, порядок остановки объектов и использования аварийных систем, подготовку плацдарма для размещения АСФ и маневрирования техники и т.д. Основной задачей является создание эффективной системы быстрого реагирования, элементом которой является разработанный план мероприятий по ликвидации аварий.
Нормативно-правовая база, регулирующая процесс подготовки планов, захватывает различные части законодательной базы по промышленной безопасности и включает ряд законодательных актов и положений. Основным документом является, как в большинстве случаев, базовый закон [5], основные тезисы нормирует постановление Правительства [1], далее следует отраслевая специфика, поскольку ПМЛА (ПЛА) на подъемные сооружения отличается ПМЛА на магистральный трубопровод прямо серьезно, это, практически, два разных документа. Положения о разработке планов мероприятий содержат четкие указания на то, какие факторы необходимо учитывать при подготовке плана мероприятий аварий.
Момент, которым тоже не стоит пренебрегать. Чем более структурных элементов входит в состав объекта, тем больше специалистов должны участвовать в его разработке или согласовании. В конечном итоге, разработанный ПМЛА не должен иметь противоречий по организационным вопросам, таким как, выделение и хранение средств и МТР, участие спецтехники, полномочия службы охраны, которые значительно расширяются на время ЧС и т.д. Также в процесс могут быть вовлечены внешние эксперты и консультанты, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Основные этапы разработки ПМЛА включают:
- Анализ потенциальных рисков и угроз
- Моделирование нескольких самых неблагоприятных аварий, которые могут возникнуть на предприятии
- Определение необходимых ресурсов и средств исходя из масштабности аварий
- Подготовка и согласование плана с АСФ
- Проведение учений и тренировок с АСФ
Эффективная разработка ПМЛА требует слаженной работы всех участников, что позволяет обеспечить готовность к любым чрезвычайным ситуациям и оперативную ликвидацию их последствий.
Разработка плана мероприятий — это сложный и многоэтапный процесс, который требует тщательного подхода и учета множества факторов. Этапы разработки включают в себя анализ текущей ситуации, определение целей и задач, а также разработку конкретных мероприятий по локализации и ликвидации аварий. Важно учитывать методические рекомендации по разработке плана мероприятий, чтобы обеспечить его эффективность и соответствие действующим правилам, в том числе отраслевым. При разработке плана аварийных мероприятий учитываются возникающие риски и угрозы, а также способы их минимизации. Особое внимание следует уделять разработке планов мероприятий аварий, которые предусматривают оперативные действия в чрезвычайных ситуациях регионального и федерального уровня.
Ответственные лица эксплуатирующей организации участвуют в успешной реализации плана мероприятий наравне с непосредственными исполнителями. ПМЛА не достаточно только разработать, его надо применять и усовершенствовать, только в этом случае он будет приносить пользу. Назначение ответственных лиц должно производиться с учетом их компетенций и опыта в области управления рисками и ликвидации аварий. Важно, чтобы все участники процесса разработки и утверждения плана мероприятий понимали свои обязанности и были готовы к оперативным действиям в случае необходимости. Рекомендации по разработке планов мероприятий предполагают, что ответственные лица должны быть вовлечены на всех этапах, начиная от анализа и заканчивая внедрением мероприятий. Это позволяет обеспечить слаженность и координацию действий, что особенно важно в условиях ограниченного времени.
При разработке плана аварийных мероприятий необходимо учитывать возможность изменения сроков в зависимости от внешних факторов и обстоятельств. Разработка ПМЛА требует четкого определения временных рамок для каждого этапа, чтобы минимизировать риски и обеспечить своевременную ликвидацию аварий. Успешная разработка и внедрение плана мероприятий зависят от строгого соблюдения сроков и постоянного контроля за их выполнением.
Позиция законодателей такова – эксплуатант обязан грамотно и быстро локализовать аварийную ситуацию, а затем ликвидировать ее последствия. Аварийная ситуация – по определению, ситуация, предшествующая аварии. Никто этого не сделает лучше, чем профессиональное спасательное формирование, главное вовремя позвонить и вызвать АСФ, с которой заключен договор. Но чтобы сюрпризов не было, план разрабатывают заранее, определяя, кто, как и чем будет заниматься в случае возникновения этой самой аварийной ситуации.
После разработки Планы утверждаются руководителем ОПО и согласовываются с профессиональным АСФ в пределах компетенции.
В ПМЛА решаются следующие задачи:
Источники возможного возникновения аварийных ситуаций, сценарии возникновения инцидентов и развития и них аварийных ситуаций.
В плане после расчета рисков указываются все опасные места технологического объекта и даются указания по их дальнейшему совершенствованию.
В плане определяются факторы, которые могут стать источником аварийной ситуации (отсутствие защиты, высокая температура и давление в системе и т.д.) во время штатной работы ОПО.
Также в ПМЛА определяются силы и средства, которые будут задействованы для локализации и ликвидации аварии. Количество сил и средств должно быть достаточным для самого неблагоприятного аварийного сценария.
Организация совместной работы сил и средств для локализации. В Плане указывается штатный состав, который будет привлекаться к локализации, расположение, время реагирования и доставки до места возникновения аварии, порядок взаимодействия и связи во время локализации и ликвидации аварии (определение плана субординации и установление способов связи (рация - частота), мобильная связь (номера), посыльные и т.д.).
Обеспечение готовности сил и средств к ликвидации опасности. План должен содержать информацию о наличии средств и материальных ресурсов и поддержании их состояния на должном уровне. Техника, которая понадобится для локализации и ликвидации должна быть доставлена по заранее определенному маршруту.
ПМЛА состоит из общей (технологической) и оперативной части. Все действия, начиная с момента фиксации аварийной ситуации – это оперативная часть, в ней указывается самая ценная информация. Прежде всего это порядок действий конкретных людей в конкретных ситуациях для скорейшей локализации аварии при обязательном обеспечении собственной безопасности. Именно эти мероприятия стоит отрабатывать с АСФ во время учений.
При согласовании с АСФ уделяется особое внимание оперативной части ПМЛА, что очевидно, от правильных и своевременных действий сотрудников АСФ зависят жизни, здоровье и сохранность имущества предприятия. Оценивается уровень подготовленности каждого сотрудника, принимающего участие в недопущении эскалации аварийной ситуации, четкость и однозначность указаний в оперативной части для этого сотрудника, отсутствие прямой угрозы жизни и здоровью при выполнении задач, прописанных в оперативной части.
Срок действия Планов установлен законодательно и составляет 5 лет для всех технологических объектов I, II и III классов опасности, за исключением ПМЛА (ПЛА) для объектов с горными работами. Если работы подземныех - 6 месяцев, открытые - 1 год. После истечения этого срока План должен быть переработан или разработан заново.
При разработке плана аварийных мероприятий необходимо учитывать все возможные риски и угрозы, чтобы обеспечить своевременное реагирование и оперативную локализацию, чтобы минимизировать последствия аварии. Разработка ПМЛА требует тщательного анализа каждой возможной аварийной ситуации и согласования ее локализации со всеми ответственными лицами. Завершив разработку и утверждение плана мероприятий, организация получает инструмент для управления чрезвычайными ситуациями и поддержания стабильной работы предприятия.
После утверждения плана мероприятий следующим важным шагом является обучение и тренировки персонала. Обучение сотрудников должно быть направлено на понимание их роли и обязанностей в рамках плана мероприятий. Регулярные тренировки позволяют персоналу отработать действия в условиях, максимально приближенных к реальным. Особое внимание уделяется локализации аварии, так как эта часть плана требует слаженной и оперативной работы команды и является наиболее ответственной. Обучение и тренировки должны проводиться систематически, чтобы поддерживать высокий уровень готовности сотрудников.
Мониторинг и корректировка плана мероприятий являются завершающим, но не менее важным этапом в цикле управления. В процессе мониторинга оценивается эффективность разработанных мер, их соответствие реальным условиям и требованиям. Каждые учени по ПЛА должны заканчиваться разбором ситуации, определением ошибок и внесением корректировок в ПМЛА, если это необходимо. Такой подход позволяет адаптировать план к изменяющимся условиям и увеличивает процент его адаптации к реальным условиям.
Кроме срока действия, Планы подлежат корректировке и переработке в установленных случаях:
а) до окончания действия текущего плана – за 15 календарных дней;
б) после внесения изменений в проект, технологию, замену устройств и аппаратов, а также техническое перевооружение, ремонт, реконструкцию – в течение 30 календарных дней;
в) если на основании проведенного расследования по результатам аварии или инцидента была установлена ошибка, неточность или определено, что ПМЛА нуждается в доработке;
г) в случае получения предписания Ростехнадзора по результатам плановой или внеплановой проверки;
д) в случае получения предостережения Ростехнадзора, полученным в результате работы комиссии по расследованию причин аварий.
ПМЛА является одним из базовых документов промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, к нему привязано пристальное внимание проверяющих органов, наличие ПМЛА является обязательным для получения лицензии на эксплуатацию Опасного производственного объекта.
ПМЛА состоит из общего и специального разделов:
Общий раздел служит для изложения основных характеристик объекта и того, к чему стоит готовиться в случае возникновения ЧС (силы и средства при организации взаимодействия подразделений, организация охраны зоны ЧС, мероприятия по спасению и эвакуации пострадавших, нейтрализации опасных веществ и т.д.), а специальный раздел устанавливает очередность, точность и хронометраж действий в случае аварий.
Если на предприятии рядом находятся два или более ОПО, к примеру, сеть газопотребления и участок производства кислот, необходимо разрабатывать общий ПМЛА. Вторая часть ПМЛА (специальная) будет своя для каждого объекта. Класс ОПО и отраслевая принадлежность не имеют никакого значения в этом случае, кроме назначения срока действия плана, который определяется по наименьшему сроку из имеющихся значений.
ПМЛА согласовывается со всеми службами и подразделениями, сотрудники которых в нем фигурируют или имеют нему отношение (к примеру отдел МТС к списку материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий).
Разработка ПМЛА на должном уровне подразумевает следующие компоненты:
1. Анализ исходных данных (Сведения, характеризующие ОПО, предыдущий ПМЛА, штатное расписание, должностные инструкции, сведения о технологии, оборудовании, трубопроводах, декларация ОПО и т.д., для каждого ОПО список составляется индивидуально);
2. Выезд на объект эксперта;
3. Базовая оценка риска и определение сценариев аварий с помощью методов АДО и АДС;
4. Определяем алгоритм безопасных и эффективных действий персонала для предотвращения аварий или их эскалации;
5. Составляем необходимый перечень МТР для локализации и ликвидации аварий;
6. Составляем ПМЛА в первой редакции;
7. Согласуем предварительный ПМЛА с заказчиком;
8. Согласуем предварительный ПМЛА с АСФ;
9. Передаем окончательный ПМЛА заказчику.
Можно и скачать, почему нет, в интернете безусловно есть универсальные ПМЛА и для шахт и для объектов переработки растительного сырья, нефтегазовых объектов и для месторождений полезных ископаемых. Вопрос в корректной адаптации, переделывать за кем-то всегда сложнее, чем делать все заново. Каждый решает сам, исходя из привитой меры ответственности, поскольку от ПМЛА зависит жизнь и здоровье сотрудников. У некорректного ПМЛА и специальная часть некорректная, зачем отрабатывать с АСФ во время обязательных учений некорректные части некорректного документа и докупать некорректные МТР для него же?
ПМЛА относится к категории «живых» документов, поскольку нуждается в регулярной адаптации, как можно адаптировать изначально некорректный документ?
Приложения к ПМЛА:
Список оповещения при возникновении авари
Способ безопасной остановки производства (конкретной установки)
Перечень материалов и средств для локализации аварии, СИЗ, СИЗОД