ГлавнаяНаши услуги → Разработка ПМЛА

Разработка Планов мероприятий и ликвидации аварий

Содержание:

  1. Общие положения.
  2. Разработка плана мероприятий.
  3. Кто согласовывает ПМЛА.
  4. Состав спецраздела ПМЛА.
  5. Утверждение и внедрение Плана мероприятий.
  6.  Когда ПМЛА пересматривается.

Выполнение работ по подготовке плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий, требует от разработчиков тщательного анализа и учета множества факторов, что позволяет минимизировать вероятность эскалации аварии и позволяет обеспечить защиту сотрудников и инфраструктуру производства. По своей сути ПМЛА является доказательством готовности организации к возможным авариям. Абсолютно безопасных производств не бывает, достаточно вспомнить АЭС Фукусима-дайити в Окуме, где принимались беспрецедентные меры безопасности. Положение о разработке планов мероприятий предоставляет четкие рекомендации и методические указания, которые помогают в создании эффективных и действенных стратегий. При планировании действий основным фактором становится не технологический, а человеческий, поскольку основной ресурс при локализации - персонал предприятия. Это делает процесс разработки ответственным, комплексным и многогранным.

Планированием мероприятий по реагированию на аварийные ситуации, их локализацию и устранение последствий аварии, в соответствии с законом [5], ст.10 обязаны все организации, эксплуатирующие ОПО. Такой подход имеет разумное объяснение, предупрежден – вооружен. Чем подробнее выполнена оперативная часть плана, тем быстрее локализуется аварийный процесс, чем точнее и чаще будет отработана каждая возможная ситуация с АСФ, тем меньше будет пострадавших при возникновении реальной аварии.

Разработка ПМЛА (плана мероприятий локализации аварий) требует интеграции лучших методов и практик, применения проверенных и инновационных решений, которые позволяют быстро и результативно реагировать на возникающие вызовы. Разработка ПЛРН (плана ликвидации аварийных разливов нефти) также является неотъемлемой частью комплексного подхода к управлению чрезвычайными ситуациями. По большому счету планы предназначены для решения одних и тех же задач. При разработке этих планов учитываются различные сценарии развития событий, что позволяет подготовиться к любым возможным исходам. Планы должны быть интегрированы между собой, несмотря на то, что они контролируются разными ведомствами, более того, все документы организации по ПЛА должны не противоречить, а дополнять друг друга. Обеспечив выполнение этих условий, организация, эксплуатирующая ОПО создает основу для возникновения безопасной и устойчивой среды, где каждая деталь продумана и согласована для достижения максимальной эффективности в деле локализации и ликвидации аварий.

С течением времени структура таких планов и их объем существенно уменьшились, ПМЛА, ранее ПЛАС, разработанные до 2013 года состояли из двух книг и включал в себя расчетную, графическую часть и полноценный анализ риска, последние требования к уже ПМЛА [1] размещаются на двух страницах машинописного текста. И проходят они уже не экспертизу промышленной безопасности, а согласование с АСФ, что несоизмеримо проще. Что логично и правильно, эксплуатанты обязаны иметь или собственное АСФ, или должны заключать договор со сторонними аварийно-спасательными службами. При возникновении аварии локализацией занимается АСФ, и именно с ним надо согласовывать ПМЛА.

Как бы там ни было, в настоящий момент этот документ, значение которого сложно переоценить, состоит из двух разделов – общего и специального. Про переоценить это не шутка, документ действительно архиважный, поскольку от его правильной разработки и реализации зависят жизни людей, ни больше ни меньше.

Авария на предприятии с пожаром

Общие положения

Цели и задачи при аналитической работе во время подготовки планов мероприятий включают в себя два основных фактора. Это, прежде всего, обеспечение готовности к возникновению ЧС, сотрудники предприятия должны знать, какие аварии возможны и как оперативно их локализовать, что сделать, чтобы не терять время и как надо действовать, чтобы сохранить жизни сотрудникам, попавшим в зону ЧС. В процессе разработки мероприятий по локализации и ликвидации необходимо учитывать особенности объекта, порядок остановки объектов и использования аварийных систем, подготовку плацдарма для размещения АСФ и маневрирования техники и т.д. Основной задачей является создание эффективной системы быстрого реагирования, элементом которой является разработанный план мероприятий по ликвидации аварий.

Нормативно-правовая база, регулирующая процесс подготовки планов, захватывает различные части законодательной базы по промышленной безопасности и включает ряд законодательных актов и положений. Основным документом является, как в большинстве случаев, базовый закон [5], основные тезисы нормирует постановление Правительства [1], далее следует отраслевая специфика, поскольку ПМЛА (ПЛА) на подъемные сооружения отличается ПМЛА на магистральный трубопровод прямо серьезно, это, практически, два разных документа. Положения о разработке планов мероприятий содержат четкие указания на то, какие факторы необходимо учитывать при подготовке плана мероприятий аварий.

Момент, которым тоже не стоит пренебрегать. Чем более структурных элементов входит в состав объекта, тем больше специалистов должны участвовать в его разработке или согласовании. В конечном итоге, разработанный ПМЛА не должен иметь противоречий по организационным вопросам, таким как, выделение и хранение средств и МТР, участие спецтехники, полномочия службы охраны, которые значительно расширяются на время ЧС и т.д. Также в процесс могут быть вовлечены внешние эксперты и консультанты, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Основные этапы разработки ПМЛА включают:

- Анализ потенциальных рисков и угроз

- Моделирование нескольких самых неблагоприятных аварий, которые могут возникнуть на предприятии

- Определение необходимых ресурсов и средств исходя из масштабности аварий

- Подготовка и согласование плана с АСФ

- Проведение учений и тренировок с АСФ

Эффективная разработка ПМЛА требует слаженной работы всех участников, что позволяет обеспечить готовность к любым чрезвычайным ситуациям и оперативную ликвидацию их последствий.

Разработка Плана мероприятий

Разработка плана мероприятий — это сложный и многоэтапный процесс, который требует тщательного подхода и учета множества факторов. Этапы разработки включают в себя анализ текущей ситуации, определение целей и задач, а также разработку конкретных мероприятий по локализации и ликвидации аварий. Важно учитывать методические рекомендации по разработке плана мероприятий, чтобы обеспечить его эффективность и соответствие действующим правилам, в том числе отраслевым. При разработке плана аварийных мероприятий учитываются возникающие риски и угрозы, а также способы их минимизации. Особое внимание следует уделять разработке планов мероприятий аварий, которые предусматривают оперативные действия в чрезвычайных ситуациях регионального и федерального уровня.

Ответственные лица эксплуатирующей организации участвуют в успешной реализации плана мероприятий наравне с непосредственными исполнителями. ПМЛА не достаточно только разработать, его надо применять и усовершенствовать, только в этом случае он будет приносить пользу. Назначение ответственных лиц должно производиться с учетом их компетенций и опыта в области управления рисками и ликвидации аварий. Важно, чтобы все участники процесса разработки и утверждения плана мероприятий понимали свои обязанности и были готовы к оперативным действиям в случае необходимости. Рекомендации по разработке планов мероприятий предполагают, что ответственные лица должны быть вовлечены на всех этапах, начиная от анализа и заканчивая внедрением мероприятий. Это позволяет обеспечить слаженность и координацию действий, что особенно важно в условиях ограниченного времени.

При разработке плана аварийных мероприятий необходимо учитывать возможность изменения сроков в зависимости от внешних факторов и обстоятельств. Разработка ПМЛА требует четкого определения временных рамок для каждого этапа, чтобы минимизировать риски и обеспечить своевременную ликвидацию аварий. Успешная разработка и внедрение плана мероприятий зависят от строгого соблюдения сроков и постоянного контроля за их выполнением.

Кто согласовывает ПМЛА

Позиция законодателей такова – эксплуатант обязан грамотно и быстро локализовать аварийную ситуацию, а затем ликвидировать ее последствия. Аварийная ситуация – по определению, ситуация, предшествующая аварии. Никто этого не сделает лучше, чем профессиональное спасательное формирование, главное вовремя позвонить и вызвать АСФ, с которой заключен договор. Но чтобы сюрпризов не было, план разрабатывают заранее, определяя, кто, как и чем будет заниматься в случае возникновения этой самой аварийной ситуации.

После разработки Планы утверждаются руководителем ОПО и согласовываются с профессиональным АСФ в пределах компетенции.

Инфографика предварительной разработки ПМЛА

Для чего разрабатывается ПМЛА

В ПМЛА решаются следующие задачи:

Источники возможного возникновения аварийных ситуаций, сценарии возникновения инцидентов и развития и них аварийных ситуаций.

В плане после расчета рисков указываются все опасные места технологического объекта и даются указания по их дальнейшему совершенствованию.

В плане определяются факторы, которые могут стать источником аварийной ситуации (отсутствие защиты, высокая температура и давление в системе и т.д.) во время штатной работы ОПО.

Также в ПМЛА определяются силы и средства, которые будут задействованы для локализации и ликвидации аварии. Количество сил и средств должно быть достаточным для самого неблагоприятного аварийного сценария.

Организация совместной работы сил и средств для локализации. В Плане указывается штатный состав, который будет привлекаться к локализации, расположение, время реагирования и доставки до места возникновения аварии, порядок взаимодействия и связи во время локализации и ликвидации аварии (определение плана субординации и установление способов связи (рация - частота), мобильная связь (номера), посыльные и т.д.).

Обеспечение готовности сил и средств к ликвидации опасности. План должен содержать информацию о наличии средств и материальных ресурсов и поддержании их состояния на должном уровне. Техника, которая понадобится для локализации и ликвидации должна быть доставлена по заранее определенному маршруту.

Авария на фабрике с возникновением пожара и разрушением конструкций

Состав спецраздела  ПМЛА

ПМЛА состоит из общей (технологической) и оперативной части. Все действия, начиная с момента фиксации аварийной ситуации – это оперативная часть, в ней указывается самая ценная информация. Прежде всего это порядок действий конкретных людей в конкретных ситуациях для скорейшей локализации аварии при обязательном обеспечении собственной безопасности. Именно эти мероприятия стоит отрабатывать с АСФ во время учений.

При согласовании с АСФ уделяется особое внимание оперативной части ПМЛА, что очевидно, от правильных и своевременных действий сотрудников АСФ зависят жизни, здоровье и сохранность имущества предприятия. Оценивается уровень подготовленности каждого сотрудника, принимающего участие в недопущении эскалации аварийной ситуации, четкость и однозначность указаний в оперативной части для этого сотрудника, отсутствие прямой угрозы жизни и здоровью при выполнении задач, прописанных в оперативной части.

Срок действия Планов установлен законодательно и составляет 5 лет для всех технологических объектов I, II и III классов опасности, за исключением ПМЛА (ПЛА) для объектов с горными работами. Если работы подземныех - 6 месяцев, открытые - 1 год. После истечения этого срока План должен быть переработан или разработан заново.

Уверждение плана мероприятий

При разработке плана аварийных мероприятий необходимо учитывать все возможные риски и угрозы, чтобы обеспечить своевременное реагирование и оперативную локализацию, чтобы минимизировать последствия аварии. Разработка ПМЛА требует тщательного анализа каждой возможной аварийной ситуации и согласования ее локализации со всеми ответственными лицами. Завершив разработку и утверждение плана мероприятий, организация получает инструмент для управления чрезвычайными ситуациями и поддержания стабильной работы предприятия.

После утверждения плана мероприятий следующим важным шагом является обучение и тренировки персонала. Обучение сотрудников должно быть направлено на понимание их роли и обязанностей в рамках плана мероприятий. Регулярные тренировки позволяют персоналу отработать действия в условиях, максимально приближенных к реальным. Особое внимание уделяется локализации аварии, так как эта часть плана требует слаженной и оперативной работы команды и является наиболее ответственной. Обучение и тренировки должны проводиться систематически, чтобы поддерживать высокий уровень готовности сотрудников.

Мониторинг и корректировка плана мероприятий являются завершающим, но не менее важным этапом в цикле управления. В процессе мониторинга оценивается эффективность разработанных мер, их соответствие реальным условиям и требованиям. Каждые учени по ПЛА должны заканчиваться разбором ситуации, определением ошибок и внесением корректировок в ПМЛА, если это необходимо. Такой подход позволяет адаптировать план к изменяющимся условиям и увеличивает процент его адаптации к реальным условиям.

Инфографика сроки действия Планов мероприятий (ПМЛА)

Когда ПМЛА пересматривается

Кроме срока действия, Планы подлежат корректировке и переработке в установленных случаях:

а) до окончания действия текущего плана – за 15 календарных дней;

б) после внесения изменений в проект, технологию, замену устройств и аппаратов, а также техническое перевооружение, ремонт, реконструкцию – в течение 30 календарных дней;

  • после изменение АСУ производством, изменения параметров работы ПАЗ, управления процессами – в течение 30 календарных дней;
  • когда изменились данные, послужившие основой для ПМЛА – в течение 30 календарных дней.

в) если на основании проведенного расследования по результатам аварии или инцидента была установлена ошибка, неточность или определено, что ПМЛА нуждается в доработке;

г) в случае получения предписания Ростехнадзора по результатам плановой или внеплановой проверки;

д) в случае получения предостережения Ростехнадзора, полученным в результате работы комиссии по расследованию причин аварий.

ПМЛА является одним из базовых документов промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, к нему привязано пристальное внимание проверяющих органов, наличие ПМЛА является обязательным для получения лицензии на эксплуатацию Опасного производственного объекта.

ПМЛА состоит из общего и специального разделов:

Общий раздел служит для изложения основных характеристик объекта и того, к чему стоит готовиться в случае возникновения ЧС (силы и средства при организации взаимодействия подразделений, организация охраны зоны ЧС, мероприятия по спасению и эвакуации пострадавших, нейтрализации опасных веществ и т.д.), а специальный раздел устанавливает очередность, точность и хронометраж действий в случае аварий.

Если на предприятии рядом находятся два или более ОПО, к примеру, сеть газопотребления и участок производства кислот, необходимо разрабатывать общий ПМЛА. Вторая часть ПМЛА (специальная) будет своя для каждого объекта. Класс ОПО и отраслевая принадлежность не имеют никакого значения в этом случае, кроме назначения срока действия плана, который определяется по наименьшему сроку из имеющихся значений.

ПМЛА согласовывается со всеми службами и подразделениями, сотрудники которых в нем фигурируют или имеют нему отношение (к примеру отдел МТС к списку материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий).

Разработка ПМЛА на должном уровне подразумевает следующие компоненты:

1. Анализ исходных данных (Сведения, характеризующие ОПО, предыдущий ПМЛА, штатное расписание, должностные инструкции, сведения о технологии, оборудовании, трубопроводах, декларация ОПО и т.д., для каждого ОПО список составляется индивидуально);

2. Выезд на объект эксперта;

3. Базовая оценка риска и определение сценариев аварий с помощью методов АДО и АДС;

4. Определяем алгоритм безопасных и эффективных действий персонала для предотвращения аварий или их эскалации;

5. Составляем необходимый перечень МТР для локализации и ликвидации аварий;

6. Составляем ПМЛА в первой редакции;

7. Согласуем предварительный ПМЛА с заказчиком;

8. Согласуем предварительный ПМЛА с АСФ;

9. Передаем окончательный ПМЛА заказчику.

Планирование мероприятий по ПМЛА - пожар в здании завода

Можно и скачать, почему нет, в интернете безусловно есть универсальные ПМЛА и для шахт и для объектов переработки растительного сырья, нефтегазовых объектов и для месторождений полезных ископаемых. Вопрос в корректной адаптации, переделывать за кем-то всегда сложнее, чем делать все заново. Каждый решает сам, исходя из привитой меры ответственности, поскольку от ПМЛА зависит жизнь и здоровье сотрудников. У некорректного ПМЛА и специальная часть некорректная, зачем отрабатывать с АСФ во время обязательных учений некорректные части некорректного документа и докупать некорректные МТР для него же?

ПМЛА относится к категории «живых» документов, поскольку нуждается в регулярной адаптации, как можно адаптировать изначально некорректный документ?

Приложения к ПМЛА:

Список оповещения при возникновении авари

Способ безопасной остановки производства (конкретной установки)

Перечень материалов и средств для локализации аварии,  СИЗ, СИЗОД

Нормативная документация по теме статьи

  1. Постановление Правительства РФ  от 15.09.2020 №1437 Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

  2. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 №124 Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 №794 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2451 Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением территориальны вод РФ

  5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями)

  6. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

  7. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

  8. ФНП от 27.11.2020 №467 Инструкция о порядке разработки ПЛА на угольных шахтах ознакомления проведения учебных  тревог и учений по ликвидации аварий

  9. Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном муниципальном и объектовом уровнях

  10. Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов